Один из первых в России профессиональных собирателей фольклора, этнограф и писатель Павел Иванович Якушкин происходил из старинного дворянского рода, занесенного в дворянскую родословную книгу Смоленской губернии, однако сам дворянином так и не стал, поскольку его отец, Иван Якушкин, свой брак с крепостной девушкой Прасковьей долгое время официально не регистрировал, и родившегося в 1822 году сына Павла причислили к мещанскому сословию.
Появился на свет Якушкин в усадьбе Сабурово Орловской губернии – но не в той, что связана с именем фельдмаршала Каменского и находится рядом с Орлом, а в сельце Сабурово (в настоящее время, к сожалению, исчезнувшем) Малоархангельского уезда – в 70 верстах от губернского центра.
После окончания Орловской мужской гимназии Павел Якушкин поступил на математический факультет Московского университета, но, обучаясь в нем, стал изучать произведения устного народного творчества, собирая их во время длительных странствий – путешествий.
Осенью 1858 года Якушкин отправился в путешествие по Псковской и Новгородской губерниям. Результатом этого были «Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний». Дневниковые записи, которые исследователь вел в нашем крае, послужили материалом его «Путевых писем». В них собран обширный материал по истории края, легенды, поверья, были, предания о посещении Иваном Грозным Новгорода, беседы с простыми русскими людьми-крестьянами, мелкими торговцами, рыбаками и т.д.
Каждое путевое письмо помечено датой. В письме от 5 декабря, например, путешественник сообщает о знакомстве с учителями Новгородской гимназии – И.С. Куприяновым и Н.К. Отто. С Отто он ездил по городу, осматривал памятники архитектуры. Записи Якушкина звучали горьким упреком самодержавию, обратившему некогда большой город в кдадбище памятников.
«Город по плану выстроен! Новгород похож на кладбище, усеянное памятниками. Умерла воля новгородская, остались одни памятники, да и те по возможности испорчены». В Ракоме путешественник ходил по избам крестьян и вел с ними беседы. В одной избе он застал «посидки». Девушки пряли пряжу, пели песни, потом пришли парни. Автор сравнивал их песни с песнями и манерой исполнения в других губерниях.
Появился на свет Якушкин в усадьбе Сабурово Орловской губернии – но не в той, что связана с именем фельдмаршала Каменского и находится рядом с Орлом, а в сельце Сабурово (в настоящее время, к сожалению, исчезнувшем) Малоархангельского уезда – в 70 верстах от губернского центра.
После окончания Орловской мужской гимназии Павел Якушкин поступил на математический факультет Московского университета, но, обучаясь в нем, стал изучать произведения устного народного творчества, собирая их во время длительных странствий – путешествий.
Осенью 1858 года Якушкин отправился в путешествие по Псковской и Новгородской губерниям. Результатом этого были «Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний». Дневниковые записи, которые исследователь вел в нашем крае, послужили материалом его «Путевых писем». В них собран обширный материал по истории края, легенды, поверья, были, предания о посещении Иваном Грозным Новгорода, беседы с простыми русскими людьми-крестьянами, мелкими торговцами, рыбаками и т.д.
Каждое путевое письмо помечено датой. В письме от 5 декабря, например, путешественник сообщает о знакомстве с учителями Новгородской гимназии – И.С. Куприяновым и Н.К. Отто. С Отто он ездил по городу, осматривал памятники архитектуры. Записи Якушкина звучали горьким упреком самодержавию, обратившему некогда большой город в кдадбище памятников.
«Город по плану выстроен! Новгород похож на кладбище, усеянное памятниками. Умерла воля новгородская, остались одни памятники, да и те по возможности испорчены». В Ракоме путешественник ходил по избам крестьян и вел с ними беседы. В одной избе он застал «посидки». Девушки пряли пряжу, пели песни, потом пришли парни. Автор сравнивал их песни с песнями и манерой исполнения в других губерниях.
Рассказы писателя о крестьянской жизни проникнуты искренним желанием видеть народ довольным и счастливым. А для этого, по его мнению, надо знать народ, знать его нужды, чаяния, думы и интересы.
По пути из Ракомы в Спас-Епископец Якушкин слушал рассказы рыбаков о ловле рыбы на Ильмень-озере зимой, о нравах и обычаях тружеников.
В Старой Руссе Якушкин ознакомился с достопримечательностями города, с библиотекой старых книг Фон-Зона, посетил училище, записал истории об «аракчеевщине».
Заканчивая в январе 1859 года в Ям-Мшаге и Юрьеве монастыре свое путешествие по нашему краю и как бы подводя итоги знакомства с ним, Якушкин пишет: Все кругом сковано зимой, один только Волхов остался вольным новгородцем!». Из Новгорода Якушкин отправился на Псковщину.
В 1871 году Якушкину было позволено переехать в один из уездных городов Самарской губернии. Приехав в Самару, он заболел возвратным тифом и лёг в городскую больницу, где и скончался 8 января следующего года на руках известного писателя-публициста и врача В. О. Португалова. Умер Якушкин с той добродушной беспечностью, с какой прожил всю забубённую жизнь свою, с любимой песенкой на устах: «Мы и петь будем, и играть будем, А смерть придет, умирать будем!»
По пути из Ракомы в Спас-Епископец Якушкин слушал рассказы рыбаков о ловле рыбы на Ильмень-озере зимой, о нравах и обычаях тружеников.
В Старой Руссе Якушкин ознакомился с достопримечательностями города, с библиотекой старых книг Фон-Зона, посетил училище, записал истории об «аракчеевщине».
Заканчивая в январе 1859 года в Ям-Мшаге и Юрьеве монастыре свое путешествие по нашему краю и как бы подводя итоги знакомства с ним, Якушкин пишет: Все кругом сковано зимой, один только Волхов остался вольным новгородцем!». Из Новгорода Якушкин отправился на Псковщину.
В 1871 году Якушкину было позволено переехать в один из уездных городов Самарской губернии. Приехав в Самару, он заболел возвратным тифом и лёг в городскую больницу, где и скончался 8 января следующего года на руках известного писателя-публициста и врача В. О. Португалова. Умер Якушкин с той добродушной беспечностью, с какой прожил всю забубённую жизнь свою, с любимой песенкой на устах: «Мы и петь будем, и играть будем, А смерть придет, умирать будем!»